Что такое износ по ОСАГО и как рассчитать | СК Salamandra
Расчет износа по ОСАГО
Почему есть много случаев, когда страховые компании выплачивают возмещение по ДТП, но за эти деньги авто не отремонтировать? Одна из главных причин — в расчете износа по ОСАГО. Рассказываем, насколько это влияет на выплату и как можно избежать применения данного коэффициента при расчете суммы страхового возмещения.
Износ авто: принцип начисления
Закон об ОСАГО в его теперешней редакции предусматривает, что страховая компания обязательно учитывает износ транспортного средства, когда рассчитывает размер страхового возмещения. Для этого применяют специальный коэффициент. В Методике товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств (утверждена Минюстом 24.11.2003 г. № 142/5/2092, последние изменения внесены 08.11.2019 г.) есть формулы и таблицы для разных транспортных средств. Только в отдельных случаях данный показатель может быть равен нулю:
- если авто произведено в странах СНГ и находится в эксплуатации не более пяти лет;
- для остальных автомобилей срок эксплуатации — не дольше семи лет.
Также коэффициент износа может быть нулевым для грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и автобусов, при условии, что они:
- произведенные в странах СНГ и находятся в эксплуатации не дольше трех лет;
- производства других стран — не дольше четырех лет.
В то же время, коэффициент окажется больше нуля, когда:
- авто не попадает в указанные выше параметры;
- его используют интенсивно, то есть пробег вдвое превышает показатель, взятый за норму;
- имел место восстановительный ремонт отдельных частей либо же есть повреждения — деформация или коррозия;
- авто использовали как такси.
Насколько уменьшается выплата из-за износа?
Зависит от того, что именно было повреждено в автомобиле или другом ТС во время ДТП. Именно к этим деталям страховая компания применяет коэффициент износа. Однако даже при таком условии разница между реальной стоимостью ремонта и страховой выплатой нередко составляет довольно существенную сумму. Особенно для не нового авто, у которого износ может оказаться 70%. В этом случае вместо нужных для восстановления, к примеру, 70 тыс. грн собственник авто получает только 21 тыс. грн. Конечно, такая разница вызывает много недовольства и нареканий у пострадавшей стороны. Но таков закон об обязательном ОСАГО.
Сумму износа, как и франшизу, пострадавший будет требовать у виновника. И на практике, в 89% случаев суды в удовлетворяют подобные иски, обязуя виновника компенсировать износ. Преимущество отдают пострадавшему в аварии и тому, чтобы было восстановлено имущество, поврежденное из-за действий виновника.
Дополнительно рассмотрим случай, когда для восстановления до предаварийного состояния автомобиля используют новые узлы, детали, комплектующие части другой модификации, выпущенные взамен снятым с производства. Здесь виновник ДТП не вправе требовать учета износа имущества или меньшей стоимости поврежденных частей предыдущей модификации. В суде задача юриста будет заключаться в том, чтобы опровергнуть требования потерпевшего, доказав, что ремонт авто на самом деле обходится дешевле. Однако при наличии толковой экспертизы, которая покажет, что автомобиль нельзя было восстановить за меньшую сумму, чем выплата по ГО, виновник заплатит разницу из своего кармана.
Как избежать проблем с расчетом выплаты?
СК «Саламандра» отлично понимает водителей, которые хотят получить полную сумму страхового возмещения и не иметь дополнительных хлопот, связанных с износом по ОСАГО. Именно для этого мы сделали специальную программу добровольного страхования гражданской ответственности ТС, где при расчете выплаты исключен уменьшающий коэффициент. Значит, имея данный полис, при ДТП (вы являетесь виновником) СК выплатит сумму, за которую реально восстановить поврежденные детали и вернуть автомобиль к состоянию, в котором он был до аварии. Кроме того, это избавит вас от претензий со стороны потерпевшего и необходимости заниматься судебным процессом и платить за юридические услуги, чтобы выиграть дело.
Статистика по авто в Украине
По данным МТСБУ, достаточно много водителей в Украине получают выплаты по ОСАГО за минусом 50-70%, что и составляет износ запчастей. Также в МТСБУ говорят, что сейчас в стране средний возраст автомобилей составляет от 19 до 24 лет. Собственно, потому и такой высокий коэффициент износа часто применяют страховщики.
МТСБУ такую законодательную несправедливость хочет исправить в новом законе об ОСАГО. В частности, предполагаются следующие изменения:
- Исключить необходимость рассчитывать износ за счет того, что для ремонта авто смогут использовать неоригинальные (лицензионные) запчасти либо же б/у, если данные детали не повлияют на безопасность транспортного средства при дальнейшей его эксплуатации.
- Обязать СК в подавляющем большинстве случаев перечислять выплаты на СТО для ремонта. В итоге, пострадавший получит уже отремонтированный автомобиль.
И только иногда, при согласии между страховщиком и пострадавшим, выплата будет выплачена в денежной форме. Например, если пострадавший не планирует ремонтировать поврежденное ТС, а продаст его за меньшую стоимость из-за имеющихся повреждений.
О важности принятия нового закона об ОСАГО говорят уже не первый год. Однако, когда именно произойдут эти законодательные изменения, пока не известно.
СК «Саламандра» предлагает решить данную проблему прямо сейчас. Покупайте полис ДЦВ и забудьте об износе авто, судебных волокитах и необходимости искать дополнительные средства на ремонт, если вдруг суд не станет на вашу сторону.